Звонит мне сегодня один из стартаперов и пересказывает разговор с потенциальным инвестором. И слегка напряженным голосом говорит: мне сказали, что у них на руководителя бизнеса возлагается вся финансовая ответственность… Я переспрашиваю: на руководителя стартапа тоже? Он отвечает утвердительно. Ага, говорю я. Вот ты и попался.
Согласишься – стартап гарантированно накроется. И ты вместе с ним.
Инвесторы манипулируют неосознанно. Бизнес у нас непростой, еще свежи в памяти бандитские времена, и угроза потери денег мгновенно отражается спазмами во всем теле. Вот и страхует начинающий инвестор свои деньги как может. А может не всегда профессионально.
Начинающий же стартапер, как правило, вообще не ориентируется в таких тонких вопросах. Поэтому часто ловится на непрофессиональные уловки начинающего инвестора. И они оба гарантированно хоронят любую, даже весьма прибыльную в перспективе идею.
За время общения с начинающими инвесторами, я обнаружил несколько таких неосознанных манипуляций (я называю их неосознанными потому, что осознанно применять их имеет смысл только если вы всерьез строите бизнес на «разводках» начинающих предпринимателей, - а таких людей мне не встречалось). В этом посте мы рассмотрим три из них, связанных с деньгами и собственностью в проекте.
1. Финансовая ответственность стартапера.
Принципы венчурного финансирования гласят следующее: каждая из сторон рискует своим вкладом под свою ответственность. Инвестор вносит деньги в обмен за долю в собственности и ВОЗМОЖНОСТЬ получить с этой доли сверхприбыли. Авторы (кроме денег) вносят свое время и силы – и рискуют ими так же как и деньгами.
Но как только руководитель стартапа становится полностью ответственен за чужие деньги, этот стартап перестает быть венчурной инвестицией. Он становится бизнесом, который взял кредит. А такой бизнес обязан быть низкорискованным, просчитанным и гарантированно реализуемым. И у его менеджера должен быть неплохой опыт в этой сфере и нужные навыки.
Поэтому совершенно непонятно, зачем на таких условиях инвестор, если существуют банки… Но вот если банк денег не дает (слишком рискованно), а некий потенциальный инвестор пытается их дать, но на условиях кредита… Вам понятно, за кого вас держат?
2. Кто платит – тот и владеет?
На этапе создания компании, если у начинающего предпринимателя денег нет, то их важность часто преувеличивается. И тот, у кого они есть, вполне может заявить: если я вношу 100% уставного капитала, значит, 100% собственности – мои, верно? Фирма-то делается на мои деньги? Максимум, что может отвоевать новичок – это жалкие 8-10 процентов. В лучшем случае 25-30.
Здесь обе стороны забывают следующий факт. Если значительная доля стоимости бизнеса лежит в «харде» - недвижимости, оборудовании и т.п., то это не венчурный бизнес (смотрите п. 1 и идите в банк брать кредит под залог этого «харда»).
В венчурном бизнесе значительная доля его стоимости создается его командой на протяжении его существования. И при оценке того, сколько получит инвестор в обмен на свои деньги, вы должны исходить из предположений о том, сколько этот бизнес будет стоить через год, два, три и т.п.
Чем дороже будет этот бизнес, тем больше ценности создадут основатели своей работой, и тем большая доля в его собственности должна принадлежать им. Если же вы готовы на первых этапах проекта отдать 75% собственности в обмен на деньги, то смело можете ставить на нем крест. Вы сами не верите в его перспективность.
3. Нет прибыли – нет и зарплаты.
И самое веселое. В том же телефонном разговоре начинающий предприниматель задал мне один вопрос. Ему не совсем понятно, на что он будет жить, пока бизнес не выйдет на прибыльность. А как же инвестиции, спросил я. Инвестиции – на бизнес, а зарплата - после прибыли (вот дела - в людей у нас не инвестируют, что ли?...
Если вы финансово независимы и можете позволить себе отказаться от зарплаты и работать только в обмен на возможные сверхприбыли – не вопрос, позволяйте, конечно. Если нет - это не должно быть проблемой. К слову, в первоначальных инвестициях в западные Интернет-проекты немалая часть денег идет как раз на покрытие личных расходов стартаперов – чтобы они могли себе позволить уйти с работы и посвятить 100% времени этому стартапу. И это не зазорно.
Но если стартапер не может себе позволить работать бесплатно, и стесняется об этом говорить, он рискует затянуть и в итоге завалить проект, зарабатывая себе деньги на стороне. Если инвестор попрекает стартапера зарплатой, то вполне возможно, он пытается выторговать у него большую долю собственности. А вот то, что бизнес, начавшийся с неудобных для одной из сторон договоренностей, очень неустойчив, и заключая такие договоренности, они оба закладывают бомбу под проект, они еще не понимают.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.